Всем доброго дня!
Давно я тут ничего своего не показывал, пришла пора добавить на форум немного метрического))
Первый экземпляр первого французского реактивного лайнера, борт F-WHHH (в эксплуатации F-BHHH) впервые оторвал колеса от бетона 27 мая 1955г. Через год взлетел второй прототип (F-WHHI).
От будущих серийных машин опытные "Каравеллы" визуально отличались короткими и кургузыми гондолами двигателей, меньшим числом иллюминаторов (по 14 на борт против 16 у серийных), чуть сдвинутой назад пассажирской дверью, цельнодюралевым носовым обтекателем без метеорадара, зато со встроенной двойной посадочной фарой, кроме того, на первом прототипе была грузовая дверь (в серии этот вариант будет воплощен гораздо позже, на "Каравелле" 11й серии) и механизация передней кромки крыла (отклоняемые носки). Срывные характеристики самолета оказались настолько хорошими, что на 2-м прототипе и в серии от этих устройств отказались, чуть загнув вниз носик профиля и высунув вперед ближний к борту аэродинамический гребень.
Успешный ход испытаний и несколько блестящих демонстрационных туров быстро наполнили портфель заказов. Одним из первых зарубежных заказчиков стали Скандинавские авиалинии. Потомкам викингов настолько не терпелось войти в реактивную эру, что в ожидании поставок своих серийных "Каравелл" они арендовали второй прототип для подготовки экипажей. Тогда же первый экземпляр (именно первый, а не второй) получил полную ливрею SAS (уже третью на своей "шкуре" - до того были "домашняя пижама" и винтажный "поршневой" дизайн Air France) и собственное имя Finn Viking (впоследствии унаследовано первой серийной "Каравеллой" SAS, борт LN-KLH). А 26 апреля 1959г. авиакомпания совершила первый регулярный рейс Копенгаген - Бейрут, на 10 дней обставив "родного" заказчика - Air France (Париж - Стамбул, 6 мая 1959г). К сожалению, мне не удалось достоверно установить, какой именно борт был задействован для исторического рейса, F-BHHH или LN-KLH (дата поставки в а/к - 10 апреля 1959г, т.е вполне мог быть и он), но даже если 1й прототип в скандинавской ливрее никогда не покидал зоны заводского аэродрома в Тулузе - его заслуг это не умаляет: скандинавы стали первыми эксплуатантами "Каравеллы"! А мне хотелось воплотить в модели именно первый прототип (в основном из-за его отличий от серийных машин, в первую очередь наличия предкрылков, ну и просто потому что первый) , и хотелось "Каравеллу" в ранней ливрее SAS, и обоих "зайцев" удалось "убить" одной моделью. Итак, встречайте: F-BHHH "Finn Viking" в 100м масштабе
Модель делалась из кита фирмы Heller, как наиболее геометрически точного из 4-х известных в масштабе 1:100 (и 2-х в 1:96). Использовались также запчасти от других моделей: основные стойки и колеса шасси от модели Frog/Novo, передняя стойка из какого-то неустановленного источника, мотогондолы от Ил-62 "Пластикарта" и т.д. Декаль - от Алексея Бацких. Механизацию крыла я решил сделать выпущенной, чтобы подчеркнуть наличие отклоняемых носков на этом экземпляре. Так родилась идея показать самолет "на взлете", для чего была сделана диорамка с фрагментом "размытой скоростью" ВПП. На этой модели я впервые опробовал технологию оклейки фольгой, поскольку полированный дюраль - этот символ эпохи 50-х - никакой краской адекватно изобразить невозможно. "Реализьм" дался нелегко - технология оказалась весьма непростой, поэтому стройка очень сильно затянулась, грозя перейти из долгостроя в "вечнострой", но в конце концов всё получилось... "на троечку" от ожидаемого
Приятного просмотра!