Geophysicist пишет:
На самом деле, под тонировкой я понимаю несколько другое. Помимо выделения стыков между панелями и отклоняемыми поверхностями, нужно как-то изображать неравномерность окраски самих панелей. Это заметно повсеместно на старых самолетах, видимо такой эффект вызван старением лакокрасочного покрытия и влиянием погодных явлений. На новых самолетах такого нет конечно, там даже стыков не видно.
Неоднородность оттенка на предкрылках получилась великолепно. На некрашеном дюралюминии такая разница обычно вызвана направлением проката листов, из которых выкроены панели.
А для тонировки стыков панелей обшивки очень хорошо помогает как раз тамиевская лента - если кусочек приклеить по линии расшивки спереди (по полету), а инструментом, который рекомендовал Андрей, провести пигментом, то после снятия ленты стык спереди будет четкий, а сзади немного размытый. Этот эффект в реале вызван увеличением пограничного слоя за стыками листов и микровихрями, "впечатывающими" пыль в краску, и заметен тем сильнее, чем более "обмята" в полетах обшивка и обветрена краска. На новых самолетах с глянцевым покрытием и полированными стыками он минимален или отсутствует вовсе, на старых (особенно таких, как Ту-154Б, Ил-18, Ан-12 и т.д.) виден очень сильно. По принципу возникновения эффект зависит и от места на самолете (т.е. от характера обтекания), сильнее всего - на плоскостях крыла и оперения, слабее - на фюзеляже. Очень заметен в местах интерференции потока (взаимовлияния поверхностей) - около пилонов двигателей, зализов и т.д.