Если все равно светится, значит, неправильно впаяли выключатель.
Чтобы не повторяться (об этом много было написано уже), выкладываю часть своей статьи о модели Ту-154М с полной подсветкой. Модель в 1:72, но все электронные принципы те же самые. Как и светодиоды. Питание от батарейки типа "Крона" или стабилизированного источника питания 9В.
Подсветка кабины экипажа
Схема и описание
Схема имитации световых импульсных маяков СМИ-2, разработанная двадцать лет назад и повторенная не один десяток раз, оказалась простой, надежной и эффективной, поэтому я применил ее и здесь. Схема, питающаяся постоянным током напряжением 9 В, состоит из генератора прямоугольных импульсов и двух формирователей вспышки, сделанных на таймерах NE555 (отечественный аналог КР1006ВИ1), нагрузкой которых являются два красных светодиода. Прямоугольные импульсы с выхода генератора на D1 поступают на входы формирователей D2 и D3 через дифференцирующие цепочки C3 R6 и C6 R9 соответственно, причем сигнал на дифференцирующую цепочку формирователя D2 инвертируется на транзисторе V1. Таким образом, один формирователь запускается передним, а второй задним фронтом прямоугольного импульса, обеспечивая поочередные короткие вспышки через равные промежутки времени, задаваемые резисторами R1, R2 и конденсатором С1. Резисторы R7 и R10 задают ток через светодиод, который может быть достаточно близок к максимальному значению тока через данный тип светодиодов, так как импульс короткий и не успевает вызвать перегрев кристалла. Если использовать планарные элементы для поверхностного монтажа, схему вполне можно разместить даже в модели масштаба 1:144, не говоря уже о масштабе 1:72.
Вся остальная электрика сводится к простейшим цепочкам из светодиода и токозадающего резистора, V17, V18, V19 – красный, зеленый и белый БАНО, V20 и V21 – подсвет эмблемы. Подсветка приборных досок (V4-V6, V7-V9) сделана группами из трех, салонов (V10,V11, V12,V13 и V14,V15) из двух светодиодов и резистора каждая. Номиналы резисторов R12 – R21 зависят от типа используемых светодиодов и требуемой яркости. Рассчитать их очень просто: яркость светодиода зависит от протекающего через него тока, падение же напряжения на светодиоде остается примерно постоянным. Так, типовое значение падения напряжения на красных светодиодах равно 1.6 В, на зеленых, желтых и белых около 2 В. Чтобы светодиод не сгорел, разницу между напряжением источника питания и падением напряжения на светодиоде нужно погасить на последовательно включенном резисторе. Сопротивление резистора и будет задавать рабочий ток через светодиод, так как при последовательном соединении элементов ток через каждый из них будет одинаков. Например, нам нужно рассчитать резистор для красного БАНО при питании 9 В. Напряжение, которое нужно погасить, Uпит – Uд = 9 – 1.6 = 7.4 В. Допустим, устраивающая нас яркость будет при токе 10 mA, тогда сопротивление резистора по закону Ома для участка цепи будет R = (Uпит – Uд)/I. Если ток подставлять в формулу в миллиамперах, сопротивление будет в килоомах, (9 – 1.6)/10 = 0.74 кОм. Ближайший номинал резистора по ряду Е24 будет 750 Ом.
Точно так же решаем задачу для группового источника света, например, для плафона подсветки приборной доски с тремя желтыми светодиодами и током 5 mA сопротивление резистора будет (9 - 2+2+2)/5 = 0.6 кОм, ближайший номинал будет 620 Ом. Следует обратить внимание, что светодиоды при одинаковом токе могут немного отличаться яркостью, поэтому для групповых источников света можно подобрать светодиоды с одинаковыми параметрами. Яркость нужно подбирать также исходя из задачи светильника: если импульсные маяки должны давать очень яркие импульсы, БАНО быть просто яркими, то подсветку салонов лучше сделать немного приглушенной. А яркость подсветки приборных досок, где на малом участке стоят три светодиода, при том, что в реальном самолете доски подсвечиваются очень деликатно, чтобы не утомлять глаза и не вызывать затруднений при переносе взгляда в ночные окна, должна быть минимальной.
Светильники для приборных досок я сделал из полосок тонкого фольгированного стеклотекстолита шириной 1.5 мм и длиной 15 мм и вклеил их под козырьки так, чтобы виден был только свет, падающий на приборные доски.
Потолки пассажирских салонов сами являются печатными платами светильников, в них протравлены дорожки, соединяющие параллельно три группы, каждая из которых состоит из последовательно соединенных двух светодиодов белого свечения и резистора. Одна группа подсвечивает передний, две оставшиеся – задний салоны.
Красный и зеленый крыльевые БАНО из обточенных почти до кристалла светодиодов вклеены в законцовки крыльев и залиты прозрачной эпоксидной смолой.
И, наконец, два светодиода, припаянные к узким платам 2х20 мм и вставленные в полости, выбранные фрезой в хвостовой части пилонов двигателей под прорезанные и застекленные окошки в верхней обшивке пилонов, так называемые лампы подсвета эмблемы освещают киль и регистрационные знаки на воздухозаборнике второго двигателя. Как и светодиоды подсветки приборных досок и салонов, они тоже бескорпусные и миниатюрные, размером едва превышают сечение торца спички, паять их надо предельно осторожно, жало паяльника должно иметь форму острого конуса.
Светодиоды белого свечения еще и чувствительны к превышению тока – на самом деле это светодиоды ультрафиолетовые, а белый свет под действием ультрафиолета излучает люминофор, содержащийся в компаунде, закрывающем кристалл. Даже незначительное и кратковременное превышение предельного тока губительно для них, поэтому лучше ограничиться величиной тока не более 8 mA.
Схему СМИ-2, собранную на отдельной печатной плате, я разместил в хвостовой части фюзеляжа, в непосредственной близости от светодиодов, чтобы уменьшить количество проводов, идущих через всю модель, а под полом кабины установил небольшую кросс-плату с резисторами, подключенную к РАП, от которой уже расходились жгуты ко всем потребителям. Весь монтаж сделал проводом МГТФ сечением 0.03 мм2 для проводки внутри фюзеляжа и 0.35 мм2 для цепей, выходящих за его пределы, крыльевых БАНО и ламп подсвета эмблемы, из соображений прочности. Эти пары я отмерил с запасом, а излишек свернул и закрепил скотчем в местах сопряжений крыла и двигателей до окончательного монтажа.
Вся статья целиком в журнале М-Хобби №12 за 2016 год