Стартовым заказчиком Ту-204СМ станет «Вим-авиа» или RedWings
Vedomosti.ru
Екатерина Соболь
29.08.2013
У российского самолета Ту-204СМ (новая модификация Ту-204), который был под угрозой закрытия из-за задержки выхода на рынок (по первоначальным планам его выход на рынок ожидался в 2010 г.), нашлись стартовые заказчики. Первой российской авиакомпанией, которая получит этот самолет, станет либо «Вим-авиа», либо RedWings. Первый летающий образец этого самолета впервые был представлен на авиасалоне МАКС-2013.
Обе авиакомпании с перерывом в один день (сегодня — «Вим-авиа», завтра — RedWings) подписывают с лизинговой компанией «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) соглашение о покупке по 10 этих самолетов. Если контракт на покупку «Вим-авиа» будет утвержден советом директоров ИФК, то именно авиакомпания Рашида Мурсекаева (вместе с супругой он владеет 100% перевозчика) может получить эти самолеты первой.
В третий день авиасалона он подписал твердый контракт на поставку пяти самолетов Ту-204СМ с опционом на еще пять машин, став, таким образом, первым заказчиком этой модификации. Но этот контракт увязан с другой сделкой. Авиакомпания подписала с дочерней структурой ИФК — IFC International Capital со штаб-квартирой в Люксембурге — еще одно соглашение: о намерениях по приобретению пяти самолетов Bombardier CSeries CS300. Канадские самолеты, выход которых на рынок запланирован на 2015 г., она заказала в двухклассной комплектации, рассчитанной на 138 мест, рассказал гендиректор авиакомпании Александр Кочнев. Поставки самолетов обоих типов начнутся с 2015 г. Стоимость и Ту-204СМ, и Bombardier — порядка $70 млн, уточняет гендиректор ИФК Александр Рубцов. Таким образом, консолидированная стоимость обоих контрактов — порядка $1 млрд.
По словам Кочнева, этими заказами авиакомпания начинает обновление своего парка, который сейчас полностью состоит из самолетов Boeing-757. Этот тип начнет выводиться из эксплуатации со следующего года, но решение о дальнейшей судьбе этих самолетов пока не принято. Ранее Мурсекаев не исключал, что возможна переделка этих лайнеров в грузовую версию.
Но есть опасность, что эти соглашения не пройдут одобрение совета директоров ИФК. Дело в том, что ОАК (владеет 48% акций) против допуска SC300 на российский рынок. ИФК заключала контракт на покупку этих самолетов у Bombardier в 2011 г., но основной акционер компании — ОАК — утвердил сделку по приобретению этих самолетов у канадского производителя лишь при условии продажи его на иностранные рынки. Так он защищает свой SuperJet NG, который должен выйти на рынок в 2016 г. Формально, переуступая самолеты Bombardier «дочке», ИФК соблюдает требование акционера. «Но и в случае с дочерней компанией сделка по продаже лайнеров в Россию даже от дочерней структуры ИФК должна пройти утверждение в совете директоров», — объясняет Рубцов.
Если этого не произойдет, «Вим-авиа» может отказаться от этих контрактов, рассуждает источник в ИФК. Но тогда стартовым заказчиком, как и предполагалось, станет RedWings, которая эксплуатирует лишь восемь Ту-204 предыдущего поколения. Правда, когда авиакомпания принадлежала банкиру Александру Лебедеву, ее планы были более амбициозными — бизнесмен обещал купить новых 44 самолета Ту-204СМ.
Продажа канадских самолетов CSeriers 300 в комплексе с российскими самолетами и через зарубежные «дочки» — не единственный способ ИФК обойти требование ОАК. Сегодня же (в процессе подготовки материала) ИФК заключила соглашение о намерениях с украинской «дочкой» третьего по величине российского перевозчика «ЮТэйр». «ЮТэйр-Украина» купит тоже пять самолетов CSeriers 300.